Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика помогает формировать основу для правильного звукопроизношения. Для чёткой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы артикуляции.
Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определённых положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
1. Некоторые дети благодаря своевременному началу занятий артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них "каша во рту".
3. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво.

Рекомендации к проведению упражнений:
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно систематично (ежедневно). Желательно заниматься по 10 минут. Лучше, чтобы после последнего приёма пищи прошло около 1 часа. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. 
2. Прежде чем начинать занятие, вспомните названия артикуляционных органов (зубы, губы, нёбо, альвеолы — бугорки за верхними зубами, язык). 
3. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя перед зеркалом. Зеркало должно быть такого размера, чтобы ребёнок хорошо видел своё лицо. 
4. Важно следить за качеством выполняемых движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Снижение качества — признак переутомления. Постарайтесь этого не допускать.

Организация проведения артикуляционной гимнастики:
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приёмы.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение делает ребёнок, а взрослый контролирует выполнение.
4. Если у ребёнка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
По окончанию гимнастики обязательно похвалите ребёнка!
Терпения и удачи Вам!
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть.
Становитесь по порядку,
Вместе сделаем зарядку
Для губ, для щёк, для язычков.
Ну, кто играть уже готов?
Приготовьтесь! Начинаем!
Упражнения выполняем.