Логопедическая служба в школе

В настоящее время школьная логопедическая служба стала неотъемлемой частью образовательного учреждения, так как количество детей с различными видами речевых нарушений не только  не уменьшается, но  имеет тенденцию роста. Многие речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, являются серьёзным препятствием для успешного усвоения программного материала по чтению и русскому языку, а вследствие этого и других школьных навыков и знаний. Как реакция на дефект могут изменяться черты характера ребенка — появляется замкнутость, неуверенность в себе, негативизм, которые усугубляют влияние неполноценной речи на формирование психики. Поэтому очень важно своевременно и планомерно вести коррекционную работу по  преодолению и предупреждению речевых расстройств среди учащихся начальных классов.

Основные задачи логопедической работы:

• коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;

• своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении   

  обучающимися общеобразовательных программ;

• разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей     

  (законных представителей) обучающихся.

Основные функции учителя-логопеда:

• диагностическая;

• профилактическая;

• коррекционно-педагогическая;

• организационно-методическая;

• консультативная;

• контрольно-оценочная.

Принципы комплектования групп:

• отграничение учащихся с нарушениями речи;

• дифференциация детей с учетом возраста, вида и степени выраженности речевых нарушений. 

Формы работы:

• индивидуальные занятия;

• групповые, подгрупповые занятия;

• занятия дома с родителями при консультативной поддержке учителя-логопеда.

Этапы работы:

I этап – диагностический (1 сентября – 15 сентября)
Диагностика представляет собой такое обследование речи, которое даёт представление о состоянии речевого развития ребёнка и позволяет учителю – логопеду определить вид речевой патологии, ее форму и степень тяжести речевого дефекта. 
Задачи: 
- выявление отклонений в развитии устной и письменной форм речи; 
- определение структуры речевого дефекта; 
- формулировка речевого диагноза; 
- планирование коррекционной работы на основе диагностических данных (учёт программных требований по русскому языку). 
Актуальность этого направления работы заключается в том, что от своевременной диагностики зависит программа коррекционного воздействия, а в конечном итоге и результативность логопедической работы с детьми. По результатам обследования комплектуются группы с учётом индивидуальных особенностей детей, их психофизического состояния. Основным критерием при зачислении на занятия является характер речевого нарушения, его значение для успеваемости и общения ребенка.

II этап – коррекционный (15 сентября – 15 мая)
Задачи: 
- устранение речевых нарушений; 
- развитие устной и письменной речи до уровня, на котором ребёнок мог бы успешно обучаться. 
Длительность данного этапа коррекционного обучения каждого конкретного ребёнка определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, а также динамикой его коррекции.
Основные задачи логопедических занятий: 
- формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха и восприятия, закрепление навыков произношения слов различной звуко–слоговой структуры;
- развитие навыков звуко–слогового анализа и синтеза;
- формирование лексико-грамматического строя речи;
- совершенствование связной речи;
- предупреждение и исправление недостатков письма и чтения.

III этап – оценочный (15 мая – 31 мая)
Задачи: 
- проведение анализа коррекционной и учебно–воспитательной работы; 
- выводы и рекомендации на основе анализа; 
- определение перспективы дальнейшей работы.