В настоящее время школьная логопедическая служба стала неотъемлемой частью образовательного учреждения, так как количество детей с различными видами речевых нарушений не только не уменьшается, но имеет тенденцию роста. Многие речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, являются серьёзным препятствием для успешного усвоения программного материала по чтению и русскому языку, а вследствие этого и других школьных навыков и знаний. Как реакция на дефект могут изменяться черты характера ребенка — появляется замкнутость, неуверенность в себе, негативизм, которые усугубляют влияние неполноценной речи на формирование психики. Поэтому очень важно своевременно и планомерно вести коррекционную работу по преодолению и предупреждению речевых расстройств среди учащихся начальных классов.
Основные задачи
логопедической работы:
• коррекция нарушений в развитии устной и письменной
речи обучающихся;
• своевременное
предупреждение и преодоление трудностей в освоении
обучающимися
общеобразовательных программ;
• разъяснение специальных
знаний по логопедии среди педагогов, родителей
(законных представителей) обучающихся.
Основные
функции учителя-логопеда:
•
диагностическая;
•
профилактическая;
•
коррекционно-педагогическая;
•
организационно-методическая;
•
консультативная;
• контрольно-оценочная.
Принципы
комплектования групп:
• отграничение учащихся с нарушениями речи;
• дифференциация детей с
учетом возраста, вида и степени выраженности речевых нарушений.
Формы работы:
• индивидуальные занятия;
•
групповые, подгрупповые занятия;
• занятия дома с родителями при консультативной поддержке учителя-логопеда.
Основные задачи логопедических занятий:
- развитие навыков звуко–слогового анализа и синтеза;
- формирование лексико-грамматического строя речи;
- совершенствование связной речи;
- предупреждение и исправление недостатков письма и чтения.