Нарушения речи

ДИСЛАЛИЯнарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.    

Проявляется в неправильном звуковом оформлении речи: искаженное произнесение звуков, замена звуков или их смешение. Дислалия может быть механической (органической) и функциональной. Механическая дислалия возникает при дефектах строения периферического речевого аппарата: укороченная уздечка языка, слишком большой или слишком маленький язык, дефекты строения челюстей (аномалии прикуса), неправильное строение зубов, зубного ряда, неправильное строение нёба, толстые губы, малоподвижная верхняя губа. При функциональной дислалии нет дефектов артикуляционного аппарата. В зависимости от того, какое количество звуков дефектно произносится, дислалии подразделяются на простые и сложные.

Наряду с так называемыми «чистыми» формами дислалий встречаются комбинированные формы акустико-фонематических, артикуляторно-фонематических и артикуляторно-фонетических дислалий. Такие комбинации нарушений представляют собой особую группу и наблюдаются на фоне органических поражений центральной нервной системы. 

ДИЗАРТРИЯ - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, при котором страдают периферические отделы речевого аппарата или нарушения отмечаются на уровне моторной реализации речи.    На основе принципа локализации мозгового поражения различают: бульбарную дизартрию, псевдобульбарную, мозжечковую, подкорковую, корковую дизартрию. При дизартрии отмечаются следующие нарушения:

 Нарушение тонуса артикуляционной мускулатуры (может быть по типу спастичности, гипотонии, дистонии). Спастичность - повышение тонуса в мускулатуре языка, губ, шеи, мышцы напряжены, язык «комом». Гипотония - снижение тонуса мышц, язык вялый, расслабленный, лежит на дне ротовой полости. Дистония - меняющийся характер мышечного тонуса:  в состоянии покоя – низкий мышечный тонус, при разговоре - повышенный тонус.

 Нарушение подвижности артикуляционных мышц.

 Нарушение звукопроизношения.

 Недостаточность кинестетических ощущений в артикуляционном аппарате.

 Нарушение речевого дыхания, голоса  (спазм голосовых связок, назализация, нарушения тембра голоса).

 Нарушение просодики (голос монотонный, интонационно слабо окрашен).

 Наличие насильственных движений (гиперкинезы и треморы) в артикуляционной мускулатуре. Гиперкинезы - непроизвольные, насильственные движения мышц языка, лица. Тремор - дрожание кончика языка.

 Нарушение координации артикуляционных движений.

 Наличие синкинезий (непроизвольные, сопутствующие движения при  выполнении произвольных артикуляционных движений).

АЛАЛИЯ - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном периоде или раннем  периоде развития ребёнка.  

При алалии происходит запаздывание созревания нервных клеток в определённых областях коры головного мозга. Нервные клетки прекращают своё развитие, оставаясь на молодой, незрелой стадии.   Алалия – это системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все компоненты речи. Различают моторную и сенсорную алалии.   При моторной алалии в значительной степени сохраняется понимание обращённой речи и резко нарушена способность продуцировать речь. При сенсорной алалии  нарушено понимание обращённой речи.

АФАЗИЯ - полная или частичная утрата ранее сформированной речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Причинами афазий являются нарушения мозгового кровообращения, травмы, опухоли, инфекционные заболевания головного мозга. В зависимости от того, какие отделы коры головного мозга поражены, различают шесть форм афазий.

РИНОЛАЛИЯ - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата (врождённые расщелины нёба, аденоидные разращения, полипы в носу, искривление носовой перегородки, укорочение мягкого нёба, параличи и парезы мягкого нёба).

Ринолалия по своим проявлениям отличается от дислалии по наличию изменённого назализованного тембра голоса.   Различают открытую форму ринолалии, закрытую (закрытую заднюю и переднюю), смешанную.

ДИСФОНИЯ (афония) – отсутствие или расстройство голосообразования, при котором голос сохраняется, но становится неполноценным – хриплым, слабым, вибрирующим и т.п.

Возникает в результате органических или функциональных нарушений центрального или периферического происхождения.

БРАДИЛАЛИЯ - замедленный темп речи, замедленность темпов чтения и письма, монотонность голоса.

Может быть самостоятельным нарушением, а также наблюдаться в клинике некоторых форм психических заболеваний: при олигофрении, у больных с последствиями менингоэнцефалита, при опухолях головного мозга (в этих случаях она сочетается с замедленностью всех движений).

ТАХИЛАЛИЯ ускоренный, ненормально быстрый темп речи без резких искажений фонетики и синтаксиса.

При торопливости могут появляться расстройства речевого внимания, запинки, повторения, проглатывания, перестановки слогов, слов. Нарушается темп общих движений: движения быстрые, стремительные (быстрая ходьба, гиперактивность).

ЗАИКАНИЕ (логоневроз) – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Судороги мышц речевого аппарата возникают в момент речи или при попытке начать речь, происходит непроизвольное сокращение мышц речевого аппарата. Судороги различаются по форме (тонические, клонические и смешанные), по локализации (дыхательные, голосовые, артикуляционные и смешанные) и по частоте. Различают три степени заикания: легкую, среднюю и тяжелую.

СНР (системное недоразвитие речи при умственной отсталости) – сложное речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне.

Различают СНР тяжелой, средней и легкой степени.

 СНР тяжелой степени  характеризуется полиморфным нарушением звукопроизношения, отсутствием как сложных, так и простых форм фонематического анализа, ограниченным словарным запасом. Фразовая речь представлена однословными и двусловными предложениями, как правило, состоящими из аморфных слов-корней. Формы словоизменения и словообразования отсутствуют. Связная речь не сформирована. Понимание речи нарушено.

 СНР средней степени характеризуется полиморфным или мономорфным нарушением звукопроизношения, грубым недоразвитием фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза  (как сложных, так и простых форм); ограниченным словарным запасом. В речи и на письме-выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в неправильном употреблении окончаний существительных в предложных и беспредложных синтаксических конструкциях, в нарушении согласования прилагательного и существительного, глагола и существительного. Несформированность словообразовательных процессов; отсутствие или грубое недоразвитие связной речи (1-2 предложения вместо пересказа).

● СНР легкой степени характеризуется отсутствием нарушения звукопроизношения  (или мономорфный характер нарушений), недоразвитием фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза.  Аграмматизмы проявляются в сложных формах словоизменения (в предложно-падежных конструкциях при согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах); нарушение словообразования. Недостаточная сформированность связной речи: в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение передачи последовательности событий. 

ДИСЛЕКСИЯ – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. У мальчиков встречается в 4,5 раза чаще, чем у девочек. С учетом нарушенных операций процесса чтения выделяют следующие виды дислексии: фонематическую, семантическую, аграмматическую, мнестическую, оптическую и тактильную.

Фонематическая дислексия связана с недоразвитием функций фонематической системы. При этой форме наблюдаются следующие группы ошибок: побуквенное чтение, искажения звуко-слоговой структуры слова (проявляется в пропусках согласных, во вставках гласных между согласными при их стечении, в перестановках звуков, в пропусках и перестановках слогов.)

Семантическая дислексия проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении (механическое чтение).

Аграмматическая дислексия обусловлена недоразвитием грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений. При этой форме дислексии наблюдаются: изменения падежных окончаний и числа существительных, неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного, неправильное употребление родовых окончаний местоимений, изменение окончаний глаголов.

Мнестическая дислексия проявляется в трудности усвоения букв, в их недифференцированных заменах.

Оптическая дислексия проявляется в трудностях и в смешениях сходных графических букв и их взаимных заменах (Л – Д, З – В, Т – Г, Н – П)

Тактильная дислексия наблюдается у слепых детей.

АЛЕКСИЯ - полная неспособность или потеря способности овладения процессом чтения.

ДИСГРАФИЯ - частичное нарушение процесса  письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки.

С учетом нарушенных анализаторов, психических функций, несформированности определенных операций процесса письма выделяются следующие виды дисграфии: артикуляторно-акустическая, на основе нарушений фонемного распознавания (дифференциации фонем), на почве нарушений языкового анализа и синтеза, аграмматическая и оптическая дисграфии.

Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в заменах, пропусках букв, соотаветствующих заменам и пропускам звуков в устной речи (ребёнок пишет так, как произносит).

Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (дифференциации фонем) проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза проявляется в следующих характерных ошибках: пропуски согласных при их стечении, пропуски гласных, перестановки и добавления букв; пропуски, перестановки слогов; слитное написание слов, предлогов с другими словами, раздельное написание слов, раздельное написание приставки и корня слова.

Аграмматическая дисграфия проявляется в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов, изменении падежных окончаний, нарушении предложных конструкций, нарушениях согласования, пропуске членов предложений, нарушении последовательности слов в предложении.

Оптическая  дисграфия  проявляется в замене графически сходных рукописных букв.

АГРАФИЯ - неспособность овладеть процессом письма или потеря этого навыка. Заключается в неосознании букв как графем, неумении соединять их в слова. Возможность списывания, как правило, сохраняется. Аграфия является следствием общего (системного) недоразвития речи, связанного с органическим поражением мозга.